Громада / влада
Херсон
20 жовтня
Історія Херсонщини у новинах. Погляд у минуле із сучасності. Читай! Аналізуй! Роби висновки!
2011

Херсон. Октябрь. Культурная революция

Поверьте мне на слово – мир меняют люди, которые решают вопросы по принципу: «Плохо? А вот мы сейчас подкрутим, подправим, и будет хорошо!». Что стенать: живем в провинции, глазу глянуть не на что, а в больших городах, мол – иное дело. А мы-то чем хуже? Идеи у нас есть. Золотые руки и талантливые головы – в наличии. Финансирование и поддержка, добытая у власти и бизнеса при помощи толкового изложения этих самых идей, тоже имеется. И вот, пожалуйста, – 10-й фестиваль Теrrа futurа свершился!

У херсонцев с 23 сентября по 9 октября была возможность с головой окунуться в мир современного искусства. Никто не был обижен: поэты и любители поэзии, музыканты, дизайнеры, художники и ценители их талантов, а также просто тусовщики – каждый получил свой кусочек от огромного фестивального пирога.

Так все начиналось…

Программа первых фестивалей укладывалась в один – три дня. Места проведения выбирались соответственно теме (каждый раз – новая) и возможностям организаторов (Центра молодежных инициатив «Тотем»). Несколько раз были в селе Чернянка (родина футуризма и авангарда), в Цюрупинске, в домике Полины Райко (художница чистого, как слеза, наива), в Херсоне (планетарий, музей, квартиры). Из очень запомнившегося: живые и нарисованные коровы, поэты на утесе и всегда много кино.

Юбилейная Теrrа futurа стала самой грандиозной, собрав воедино находки и опыт предыдущих. А ко всему этому организаторы щедро добавили новые идеи. Например, ревитализацию: переоборудование, как правило, индустриального объекта в творческий, где и проводятся фестивали, выставки, концерты. Подобное делали в Лондоне, Роттердаме, Хельсинки, Москве, Львове. А в этом году – в Херсоне! И стрит-арт – уличное искусство: когда художники расписывают стены домов, заборы и подворотни.

Участникам фестиваля отдали «на растерзание» бывшую херсонскую обувную фабрику и три городские подворотни. И они показали, на что способны настоящие творческие люди, у которых есть пустые стены, краски, время и воображение!

И как закончилось!

Описывать творческие проекты – дело неблагодарное. Их нужно смотреть. Рассказать обо всем, что происходило на этом фестивале – почти невозможно. Там надо было быть!

Но, попробую. Три этажа старой обувной фабрики, плотно нафаршированные различными работами (52 творческих продукта!), каждая из которых требовала не только вдумчивого осмотра и осмысления, но и будоражила своей идеей, неожиданным взглядом на обычные вещи. Один из самых забавных проектов – «Лифт времени». Заходишь в старый лифт, отрываешь билетик (тоже – не просто талончик), включаешь воображение, дергаешь за рубильник – и путешествуй куда хочешь: хоть в век 18-й, хоть в 20-й. Раскрашенные под секьюрити (охранников) колонны посреди зала, деревянная скульптура и люди рабочего класса – на кафеле бывшей душевой, фото херсонских зданий, в которых автор увидел всемирно известные архитектурные шедевры (и дорисовал их, например — часы на главпочтамте — ну чем не Биг-Бен?) и черная стена с мечущимися фигурами … А еще очень страшное кино «Кинофронта» (Киев) и невероятно смешное «Жидкое телевидение» (корпоративный проект «Тотема»), поэтический фестиваль «Серебряное веко» и музыкальный спектакль Родиона Красновида на стихи А.Введенского. Мастер-класс блистательного Романа Минина (харьковский художник с академическим образованием, привнесший в стрит-арт иронию и профессионализм), где он демонстрировал на слайдах улицы других городов, преображенных при помощи кисти, красок, таланта и убеждал, что в Херсоне такое возможно. И оказалось, действительно, возможно! В городе появились три подворотни, в которых хочется задержаться надолго и — мечтаешь, чтоб подобного было больше.

На эти полмесяца старая фабрика, в которую вдохнули новую жизнь, стала местом притяжения, где становится понятно, что провинция – понятие не пространственное, скорее мировоззренческое, а культурный оазис можно создать где угодно, даже в таком полуразрушенном здании.

А что дальше?

Можно смело утверждать, что в эти дни в Херсоне произошла локальная культурная революция. Все участники фестиваля готовы продолжить работу. И хочется надеяться, что продолжение — будет. А пока деревянные скульптуры братьев Билецких передадут в один из городских сквериков, херсонскими стрит-артистами Марьяной Тариш и Сергеем Серко заинтересовались потенциальные заказчики. И, что касается ревитализации, то, несомненно, херсонский эксперимент был очень удачным.

Ксения Келеберда