Громада / влада
Херсон
27 травня
Історія Херсонщини у новинах. Погляд у минуле із сучасності. Читай! Аналізуй! Роби висновки!
2004

«Пылкий», «Быстрый», «Счастливый»

Херсон, 17 февраля 1911 года. Местный промышленник, владелец крупного чугунно-литейного завода и механической мастерской обратился в городскую управу с заявкой на аренду у города земли для постройки мощного дока на левом берегу реки Кошевой (против того места, где некогда дед его основал кузницу)

11 ноября 1911 года городская Дума постановила отвести Александру Вадону участок земли на Карантинном острове от северной границы места, занятого яхт-клубом, сроком на 12 лет.

В начале 1912 года тихий провинциальный городок был взбудоражен: только что заложенная верфь получила крупный заказ на постройку трех эскадренных миноносцев длиной 345 футов (около 100 метров) из числа восьми, предназначенных для Черноморского флота, а также буксирного парохода для управления севастопольской крепостной артиллерией. Огромную помощь промышленнику в получении этого крупного правительственного заказа оказал его двоюродный брат Жюль Вадон.

Херсонские газеты опубликовали в феврале 1912 года интервью городского головы Н. И. Блажкова: «...Для Херсона устройство судостроительной верфи важно в том смысле, что ремесленный люд будет иметь заработок. Кроме того, и престиж города возрастет, что особенно в наших интересах. Правительство будет иметь ввиду два крупных соседних порта – Херсон и Николаев,– что при существующей между соседями конкуренции, даст Херсону большой козырь. Военная верфь имеет ещё и то значение, что даст более веские мотивы представителям города. Так, например, благодаря предприятию Вадона город получит много шансов на то, что в Херсоне будут учреждены кассы судостроения. Затем: существование в городе такого крупного предприятия с многочисленным штатом рабочих благотворно отразится и на городском благоустройстве. Городу, например, придется строить мост через реку Кошевую для объединения с Карантинным островом. Вообще херсонцы должны только радоваться открытию такого крупного предприятия, которое приобретает особенное значение при осуществлении грандиозного водного пути Херсон – Рига…»

25 апреля 1913 года состоялось освящение нового предприятия.

В первых числах мая начались работы на стапелях. Количество рабочих, занятых в сборке эсминцев и на чугунно-литейном заводе, превысило 1000 человек. Двигатели 1200-тонных эсминцев, имеющих своим прототипом легендарного «Новика», представляли собой оригинальное соединение турбин с паровой машиной. Это устраняло существенные недостатки турбинных машин – их неспособность давать передний и задний ход.

Части судов изготовлялись и доставлялись на Путиловском заводе и доставлялись железной дорогой в Херсон. Здесь и производили их дальнейшую сборку под наблюдением инженера М. В. Обухова и прибывшего из Санкт-Петербурга представителя завода «Вулкан» Шербарта.

В этот же период владелец завода вел переговоры о получении заказа на строительство подводных лодок.

Спуск на воду первого херсонского миноносца, назначенный на 25 февраля 1904 года, вследствие финансовых проблем, а также в связи с рядом других причин, был отложен на более позднее время. Этот день наступил 16 марта 1914 года.

Вот как описывает событие в одной из херсонских газет корреспондент А. Петражицкий: «…После окончания молебства и окропления судовых флагов командир порта вице-адмирал Мязговский отдал приказание приступить к спуску. Назначенный для командования на время спуска флотский штаб-офицер скомандовал: “По местам! Эскадренный миноносец “Счастливый” – к спуску!” Тогда наблюдающий за постройкой судна инженер М. В. Обухов подал последний знак, и миноносец “Счастливый” тронулся со стапеля.

Почетный караул отдал честь. Ещё секунда, и на кормовом флагштоке взвился Андреевский флаг, на грот-флагштоке – гюйс, и миноносец при звуках гимна, криках “ура” и пальбе яхт-клубовских пушек плавно скользнул в воду. Картина редкая для херсонцев…»

После спуска миноносец был отведен в специально приготовленное место против завода Вадона, где предварительно черпалкой было углублено дно реки. Затем после успешных ходовых испытаний, в начале лета 1914 года «Счастливый» своим ходом отбыл в Севастополь для монтажа артиллерийского вооружения.

Спуск двух последующих судов был произведен 25 мая и 15 июня. Судьба херсонских миноносцев оказалась недолговечной и трагичной: в смутное, кровавое время Первой мировой войны, революции и гражданской войны они неоднократно переходили из рук в руки, меняя флаги на кормовом флагштоке и воюя против тех, кто ещё вчера стоял у штурвала.

«Счастливый» затонул во время шторма в Эгейском море 24 декабря 1919 года. «Пылкий» в том же 1919 году был уведен врангелевцами в Константинополь. «Быстрый» (переименованный во «Фрунзе»), во время Великой Отечественной войны участвовал в героической обороне Одессы. Он был атакован в районе Тендровской косы, где и затонул 21 сентября 1941 года.