Громада / влада
Херсон
21 жовтня
Історія Херсонщини у новинах. Погляд у минуле із сучасності. Читай! Аналізуй! Роби висновки!
2016

«Совок» нерушимый?

В одном из поздравлений ко Дню Защитника Украины я прочел: “Война на Востоке нашей страны – это не только война за Донбасс. Это война за ценности. Война между ордой и цивилизацией. Между архаикой и прогрессом. Между произволом правителей и суверенитетом личности”.

Золотые слова. Но пока, увы, только слова. На деле еще очень рано говорить о победе цивилизации, прогресса и суверенитета личности.

У советского поэта Василия Федорова есть стихотворение, которое ранее очень часто упоминали, говоря о важности работы с молодежью:

Все испытав, мы знаем с вами,
что в дни психических атак,
сердца, не занятые нами,
не мешкая, займет наш враг.

Займет, сводя все те же счеты,
займет, засядет, нас разя
Сердца, ведь это же высоты,
которых отдавать нельзя.

Стихотворение, к сожалению, набило оскомину из-за частого употребления разного рода идеологами. Но смысл поэтических строк от этого не потерялся. И они снова вспомнились в Херсонском областном краеведческом музее во время открытия постоянно действующей (хочется в это верить) экспозиции “АТО. Хроника войны”, посвященной участию херсонцев в антитеррористической операции (по сути – в войне) в Донбассе.

На церемонию, как всегда, добровольно-принудительно привели курсантов-моряков, школьников, студентов. Они под присмотром кураторов групп и классных руководителей добросовестно выслушали выступления первого заместителя главы облгосадминистрации Валентины Сичевой, замглавы ОГА Вадима Чабана, директора музея Татьяны Братченко, заместителя Херсонского городского головы Елены Рузгис, начальника управления культуры ОГА Светланы Думинской, координатора областного Центра помощи участникам АТО Натальи Вазаловской. А от волонтеров и от участников АТО, благодаря которым и появилась экспозиция, выступили только руководитель волонтерского батальона “Херсонская чайка”  Игорь Осауленко и Заслуженный врач Украины, помощник Министра обороны по медицинскому направлению и реабилитации Всеволод Стеблюк, приехавший из Киева по приглашению друзей-херсонцев, с которыми воевал в Иловайске. То есть, выступили шесть чиновников, один волонтер, один участник АТО.

Руководство музея и другие люди, организовавшие церемонию, не понимают или не желают понимать просту ювещь. В современной Украине формальный подход ко всему, что связано с борьбой за независимость страны, не только ошибочен и вреден. Он преступен.

Курсанты, студенты и школьники ушли с открытия экспозиции, “отбыв” это мероприятие. Которое у многих, боюсь, вызвало реакцию отторжения. Как и все, связанное с принуждением. Кстати, такая организация мероприятий, посвященных новейшей истории Украины, больше напоминает диверсию: будто кто-то сознательно хочет вызвать у молодых людей предубежденное отношение к борьбе украинцев за настоящую независимость своей страны.   

А какую еще реакцию может вызвать у здравомыслящего человека протокольное бессодержательное “бла-бла”? Молодые люди были просто статистами, у которых даже не попытались пробудить интерес к событию.

Вся надежда лишь на то, что юноши и девушки самостоятельно посмотрели экспонаты, а также  слайд-шоу, демонстрировавшееся на экране в холле музея. Может быть, кто-то еще потом придет посмотреть экспозицию получше. Кстати, и общественные организации участников АТО (одна из них, “Українська єдність” , как раз участвовала в создании экспозиции) могли бы договориться с музеем, чтоб организовывать экскурсии для школьников и студентов. Это – еще и гарантия, что экспозицию не расформируют по причине невостребованности.

В то же время чиновники, выступавшие на церемонии открытия выставки, говорили, что херсонским участникам АТО нужно объяснять землякам, и в первую очередь – молодежи, что позиция “это политики чего-то между собой не поделили, а народы ни при чем”  или “это – не моя война” неприемлема.

Так позаботились бы организаторы, чтоб выступали преимущественно не чиновники, а те, кто защищал Украину с оружием в руках (на открытии выставки присутствовало немало участников АТО), чтоб они рассказали молодым людям, какая она – война. И рассказали бы не только и не столько о сражениях и подвигах, сколько о том, как теряли друзей, как видели разрушенные города и села, как менялась жизнь людей в фронтовой и прифронтовой зоне. Только таким образом можно убедить молодежь в необходимости защищать мир и покой в Украине, чтоб не стала фронтовой зоной Херсонщина, чтобы им, их родным и близким не пришлось бы спасаться из-под обстрелов.

Но приведенные только ради массовки школьники, студенты и курсанты выслушивали стандартные наборы дежурных фраз. От которых им наверняка было тошно вдвойне.

Да и сама экспозиция произвела неоднозначное впечатление. Музейными экспонатами стали образцы оружия, боеприпасов, обмундирования и снаряжения, которые украинские военные использовали во время боевых действий в Донбассе. Собраны и переданы эти экспонаты военнослужащими и волонтерами. Также представлены захваченные во время боев оружие, документы и личные вещи российских военных и донбасских “ополченцев”. Есть даже “солдатская книжка”  с автографом печально известного Игоря Гиркина (Стрелкова).

Но лично меня проняло только возле одного экспоната – кануна (поминального столика) в стилизованном походном храме. На этом столике стояла емкость с песком, куда ставились свечи. И в качестве этой емкости был использован металлический ящик для хранения патронов (на армейском жаргоне – патронная цинка). То, в чем хранились предметы, несущие смерть, стало атрибутом поминального богослужения. Жуткий и более чем красноречивый символ войны. Зловещая метафора.

Такой экспонат появился в музее, поскольку и в настоящих походных храмах капелланы для обустройства канунов используют патронные ящики. “Когда нужно проводить службы в походных условиях, и нет необходимой утвари, мы используем как подсвечники разные предметы. На войне это – и коробки из-под патронов, и гильзы”, – рассказал херсонский священник и волонтер, протоиерей о. Сергей Чудинович.

В остальном же оформление, увы, не произвело сильного впечатления, не пробудило ощущения сопричастности к великому подвигу и к колоссальной трагедии украинского народа. Удивило то, что очень мало места уделили части экспозиции, посвященной погибшим землякам. Также могла быть оформлена выставка о событиях любой другой войны: экспонаты на стеллажах, инсталляции в виде блокпоста и походного храма. Впрочем, последнее задело, о чем я и сказал выше. Но кто еще это заметил?

Когда после церемонии открытия выставки капелланы проводили богослужение в память о военнослужащих-херсонцах, погибших в Донбассе, сотрудникам музея даже пришлось призывать собравшихся к порядку. И это ничуть не удивило, учитывая то, что окончание официального мероприятия люди восприняли как возможность отдохнуть от дежурных фраз и напускной серьезности.

В советское время люди с “каменными” лицами выслушивали то, во что уже давно не верили, и воспринимали как своего рода игру власти с народом. И те, кто тогда играл в эту игру, похоже, решили продолжить ее и теперь. Или забыли, что времена уже другие, или не хотят понять и принять этого.

Сейчас в заполненных песком коробках из-под патронов горят поминальные свечи. И от каждого из нас зависит, сколько еще нужно будет зажечь таких свечей, сколько еще железных коробок с патронами придется открыть. Об этом и нужно говорить с молодежью. И открытие в музее экспозиции  “АТО. Хроника войны” было бы прекрасным поводом для такого разговора. Но...